| |||
Мысли, мысли, мысли... |
Таинство творчества уже само по себе чудесно и непредсказуемо. Ведь, когда завершаешь сочинение, то загадка, что появится после этого, в чём буду черпать вдохновение в дальнейшем.
1. Когда мне было 19 лет, то я во сне увидела, а главное услышала балет на исконно испанскую тему «Капричос» Гойи. Причём темы родились глубоко национальные, а не стилизованные под Испанию, об этом мне говорили специалисты и удивлялись, как и где я могла так глубоко изучить особенности испанской музыки, если я никогда до этого не бывала за Пиринеями. А я этому нигде и не училась, даже не ставила перед собой задачи скурпулёзно штудировать испанский фольклор. У меня вообще ощущение, что я там была именно в те времена и всё видела своими глазами. Вероятно это тайны снов и творчества, которые на мгновение слились в единое целое. 2. А импровизация? Это вообще необъяснимое явление. Традиция импровизаций уходит в прошлые века, но в ХХ веке она осталась только в джазе, и то сейчас играют по предварительным заготовкам. А я на своих концертах импровизирую в классическом стиле: и на заданный музыкальный мотив, и на картину, и могу сыграть психологический портрет незнакомого слушателя, но самая уникальная импровизация на предложенные публикой стихи. Когда мне предлагают стихи, то я без подготовки сразу на сцене исполняю (пою с текстом и играю на рояле) песню, балладу, или романс. Эмоционально это чрезвычайно сложно, видимо происходит колоссальный выброс энергии, потому что после этого возникает чувство вакуума, даже не слышишь аплодисментов и реакции зала. И я никогда не помню свою импровизацию – это неповторимые мгновения. Только благодаря записям возможно что-то восстановить. Поэтому на моих авторских концертах это действо происходит в финале, так как сил после него уже нет. 3. Но как-то этот дар мне помог именно в работе. В 1996 году я сочиняла балет «Суламифь» для Музыкального Академического театра им. Станиславского и Немировича -Данченко по заказу Главного балетмейстера театра Нар.Арт.РФ Дмитрия Брянцева. Я сидела за фортепиано в кабинете хореографа и под наш разговор об образе главной героини начала что-то наигрывать и напевать. Брянцев в восторге попросил меня повторить, сказав что это именно то, что нам нужно. В ответ я грустно развела руками, честно признавшись, что это был импровиз и я всё уже забыла. Но на счастье Дмитрий Александрович не остановил запись своего диктофона с которым он не расстаётся во время творческого процесса и моя мелодия осталась зафиксированной. Когда я её расшифровала, то не изменила ни единой ноты, а потом только инструментовала для симфонического оркестра. Эта тема полюбилась всем: и артистам, и оркестру, и зрителям. Самые приятные моменты после спектакля, когда публика, не зная, что рядом автор, идёт и напевает или насвистывает этот мотив. 4. Создание музыкальной драмы «Лебединый стан». Я не буду повторяться и описывать свои удивительные встречи с Анастасией Ивановной Цветаевой. Хочу вспомнить лишь один эпизод. Уже сочинены все 16 баллад, сделаны мной аранжировки, более того началась запись в студии голосов и солирующих инструментов. Но свой замысел в балладе «Бал 17 года» я никак не могла довести до конца, так как не найдены необходимые для этого строки. Дело в том, что в этом цикле озвучены мною не 16 стихотворений М.И., а 24. Вся драма и отдельно каждый номер выстроены по особому, со своей драматургией, и даже со своей сюжетной линией. Эта баллада начинается головокружительным тревожным вальсом и я представляла на фоне музыки диалог на французском языке между юной девушкой и солидным, раненным в боях офицером. Но никак и ни у кого из поэтов (а я искала нужное мне по содержанию стихотворение у многих авторов, и у французов в том числе) я не встретила нужных мне строк. И вот, после очередных неудачных поисков, в 2 часа ночи я легла спать. Через несколько минут глухой непонятный звук заставил меня вновь зажечь свет и осмотреться. Я увидела на полу упавшую, вопреки всем законам физики, с полки раскрытую книгу – подарок Анастасии Цветаевой - томик писем и воспоминаний Марины Ивановны (Цветаевой). И я застыла от удивления – на раскрытой странице были стихи на французском именно о том, о чём я хотела. Вот так мне помогала, подсказывала и подтверждала мою правоту Марина Цветаева. Таких знаковых моментов было у меня немало. 5. Ну а главные чудеса думаю ещё впереди. Я сочиняю в самых разных жанрах: и балеты, и симфонии, и мюзиклы, и эстрадные песни, и рок-оперы, и сонаты, и музыку к театральным постановкам. И счастлива, что моё творчество приносит радость слушателям, заставляет их задуматься, вызывает эмоциональные переживания. Но то что на сегодняшний день поставлено в театрах и звучит в концертных залах лишь малая часть мной сочинённой музыки, которую я хочу подарить людям. Ожидает своего сценического воплощения балеты «Капричос» и «Вий», историческая опера «Самозванка» (о событиях правления Екатерины II), мюзикл «Свободная клетка», опера-балет в стиле «рок» «Огненная Дева» (о Жанне д*Арк, несмотря на сюжет из французской истории, чувствуются параллели с нашей российской современностью). Но женщине - композитору очень трудно воплощать свои замыслы в консервативном пространстве. (Даже после окончания с отличием аспирантуры Московской консерватории некоторые чиновники шутя вопрошали: «Может Вы ещё и ноты знаете?»). |
Истино русское... |
Нынешние продюсеры, увлекаясь покупкой за бешенные деньги прав на постановку, переносят «раскрученные» спектакли на наши подмостки, совершенно забывают, или изначально затуманены слепым преклонением перед Западом, попросту не знают, что в прошлом знаменитые зарубежные авторы учились у русских композиторов. На оперных примерах великих мастеров Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова воспитывались поколения французских, английских и многих других музыкантов. (Италия дала миру оперу, Германия – симфонию и камерную музыку, Франция – балет и оперетту, а Россия - ВСЕ жанры, и во всех у нас были гении.) Именно русская культура является источником вдохновения и школой для всех. И нужно поддерживать именно своё национальное, авторов родившихся на нашей щедрой талантами земле, (и преданно оставшихся на Родине, а не тех, кто сначала выехал, а потом приезжают сюда за длинным рублём).
«Огненная Дева», «Самозванка» - оперы глубоко национальные и для постановки этих сочинений хотелось бы помощи наших современных Мамонтовых, Морозовых, но в подобных проектах должно быть заинтересовано и Государство и в первую очередь оказывать поддержку. Ведь история страны складывается не из политических склок, а эпоху вспоминают по культурному наследию. Не сразу назовут при каком правителе или премьер-министре творили Чайковский, Лермонтов или Репин, но именно они составляют Славу России. |
Главная страница |
Детская площадка |
Критика |
Для писем |