ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РОССИИ КОМПОЗИТОР ВАЛЕРИЯ БЕСЕДИНА  


Мысли, мысли, мысли...
Таинство творчества уже само по себе чудесно и непредсказуемо. Ведь, когда завершаешь сочинение, то загадка, что появится после этого, в чём буду черпать вдохновение в дальнейшем.

1. Когда мне было 19 лет, то я во сне увидела, а главное услышала балет на исконно испанскую тему «Капричос» Гойи. Причём темы родились глубоко национальные, а не стилизованные под Испанию, об этом мне говорили специалисты и удивлялись, как и где я могла так глубоко изучить особенности испанской музыки, если я никогда до этого не бывала за Пиринеями. А я этому нигде и не училась, даже не ставила перед собой задачи скурпулёзно штудировать испанский фольклор. У меня вообще ощущение, что я там была именно в те времена и всё видела своими глазами. Вероятно это тайны снов и творчества, которые на мгновение слились в единое целое.

2. А импровизация? Это вообще необъяснимое явление. Традиция импровизаций уходит в прошлые века, но в ХХ веке она осталась только в джазе, и то сейчас играют по предварительным заготовкам. А я на своих концертах импровизирую в классическом стиле: и на заданный музыкальный мотив, и на картину, и могу сыграть психологический портрет незнакомого слушателя, но самая уникальная импровизация на предложенные публикой стихи. Когда мне предлагают стихи, то я без подготовки сразу на сцене исполняю (пою с текстом и играю на рояле) песню, балладу, или романс. Эмоционально это чрезвычайно сложно, видимо происходит колоссальный выброс энергии, потому что после этого возникает чувство вакуума, даже не слышишь аплодисментов и реакции зала. И я никогда не помню свою импровизацию – это неповторимые мгновения. Только благодаря записям возможно что-то восстановить. Поэтому на моих авторских концертах это действо происходит в финале, так как сил после него уже нет.

3. Но как-то этот дар мне помог именно в работе. В 1996 году я сочиняла балет «Суламифь» для Музыкального Академического театра им. Станиславского и Немировича -Данченко по заказу Главного балетмейстера театра Нар.Арт.РФ Дмитрия Брянцева. Я сидела за фортепиано в кабинете хореографа и под наш разговор об образе главной героини начала что-то наигрывать и напевать. Брянцев в восторге попросил меня повторить, сказав что это именно то, что нам нужно. В ответ я грустно развела руками, честно признавшись, что это был импровиз и я всё уже забыла. Но на счастье Дмитрий Александрович не остановил запись своего диктофона с которым он не расстаётся во время творческого процесса и моя мелодия осталась зафиксированной. Когда я её расшифровала, то не изменила ни единой ноты, а потом только инструментовала для симфонического оркестра. Эта тема полюбилась всем: и артистам, и оркестру, и зрителям. Самые приятные моменты после спектакля, когда публика, не зная, что рядом автор, идёт и напевает или насвистывает этот мотив.

4. Создание музыкальной драмы «Лебединый стан». Я не буду повторяться и описывать свои удивительные встречи с Анастасией Ивановной Цветаевой. Хочу вспомнить лишь один эпизод. Уже сочинены все 16 баллад, сделаны мной аранжировки, более того началась запись в студии голосов и солирующих инструментов. Но свой замысел в балладе «Бал 17 года» я никак не могла довести до конца, так как не найдены необходимые для этого строки. Дело в том, что в этом цикле озвучены мною не 16 стихотворений М.И., а 24. Вся драма и отдельно каждый номер выстроены по особому, со своей драматургией, и даже со своей сюжетной линией. Эта баллада начинается головокружительным тревожным вальсом и я представляла на фоне музыки диалог на французском языке между юной девушкой и солидным, раненным в боях офицером. Но никак и ни у кого из поэтов (а я искала нужное мне по содержанию стихотворение у многих авторов, и у французов в том числе) я не встретила нужных мне строк. И вот, после очередных неудачных поисков, в 2 часа ночи я легла спать. Через несколько минут глухой непонятный звук заставил меня вновь зажечь свет и осмотреться. Я увидела на полу упавшую, вопреки всем законам физики, с полки раскрытую книгу – подарок Анастасии Цветаевой - томик писем и воспоминаний Марины Ивановны (Цветаевой). И я застыла от удивления – на раскрытой странице были стихи на французском именно о том, о чём я хотела. Вот так мне помогала, подсказывала и подтверждала мою правоту Марина Цветаева. Таких знаковых моментов было у меня немало.

5. Ну а главные чудеса думаю ещё впереди. Я сочиняю в самых разных жанрах: и балеты, и симфонии, и мюзиклы, и эстрадные песни, и рок-оперы, и сонаты, и музыку к театральным постановкам. И счастлива, что моё творчество приносит радость слушателям, заставляет их задуматься, вызывает эмоциональные переживания. Но то что на сегодняшний день поставлено в театрах и звучит в концертных залах лишь малая часть мной сочинённой музыки, которую я хочу подарить людям. Ожидает своего сценического воплощения балеты «Капричос» и «Вий», историческая опера «Самозванка» (о событиях правления Екатерины II), мюзикл «Свободная клетка», опера-балет в стиле «рок» «Огненная Дева» (о Жанне д*Арк, несмотря на сюжет из французской истории, чувствуются параллели с нашей российской современностью). Но женщине - композитору очень трудно воплощать свои замыслы в консервативном пространстве. (Даже после окончания с отличием аспирантуры Московской консерватории некоторые чиновники шутя вопрошали: «Может Вы ещё и ноты знаете?»).


Истино русское...
Нынешние продюсеры, увлекаясь покупкой за бешенные деньги прав на постановку, переносят «раскрученные» спектакли на наши подмостки, совершенно забывают, или изначально затуманены слепым преклонением перед Западом, попросту не знают, что в прошлом знаменитые зарубежные авторы учились у русских композиторов. На оперных примерах великих мастеров Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова воспитывались поколения французских, английских и многих других музыкантов. (Италия дала миру оперу, Германия – симфонию и камерную музыку, Франция – балет и оперетту, а Россия - ВСЕ жанры, и во всех у нас были гении.) Именно русская культура является источником вдохновения и школой для всех. И нужно поддерживать именно своё национальное, авторов родившихся на нашей щедрой талантами земле, (и преданно оставшихся на Родине, а не тех, кто сначала выехал, а потом приезжают сюда за длинным рублём).
«Огненная Дева», «Самозванка» - оперы глубоко национальные и для постановки этих сочинений хотелось бы помощи наших современных Мамонтовых, Морозовых, но в подобных проектах должно быть заинтересовано и Государство и в первую очередь оказывать поддержку. Ведь история страны складывается не из политических склок, а эпоху вспоминают по культурному наследию. Не сразу назовут при каком правителе или премьер-министре творили Чайковский, Лермонтов или Репин, но именно они составляют Славу России.


Наши предложения
Главная страница
Детская площадка
Критика
Для писем


 

Сайт управляется системой uCoz